Резюме - Сегодня в нашем распоряжении есть технологии для разработки сети малых систем, способных взаимодействовать друг с другом в заданной области и решать в процессе переговоров, что же должно быть предпринято далее. Эти вычислительные системы дают значительно лучшие результаты с точки зрения эффективности, стоимости и надежности, чем общепринятые большие централизованные системы и структуры. Основным элементом таких систем являются агенты - программные объекты, которые способны взаимодействовать друг с другом и анализировать полученную информацию. Далее здесь будут описаны реально существующие разработанные системы логистики, основанные на мультиагентных технологиях, а кроме того, некоторые другие приложения для управления и планирования.
Ключевые слова - Intelligent Logistics, Multi-Agent Systems, Swarms of Intelligent Parcels.
Объектом рассмотрения данной работы мы бы определили логистику как принятие решений относительно нормирования и распределения ресурсов. Другими словами, целью логистики является согласование имеющихся ресурсов и спроса на них.
Определенная таким образом, логистика становится основным элементом различных видов коммерческой и производительной деятельности, включая ниже перечисленные:
Я полагаю, что довольно скоро мы ощутим коренной (paradigm) сдвиг в методах, которыми осуществляем эти виды деятельности. Слово paradigm используется здесь в определении Томаса Кана, которое он дал в своей основополагающей работе о научной революции [1], т.е. подразумевающий "принятые в научной практике вариации, включающие в целом законы, теорию, области применения и оборудование - являющиеся моделями, на которых основываются конкретные логически обоснованные традиции научных исследований." По Кану, такой сдвиг всегда является следствием появления новых задач, которые не могут быть решены с помощью известных и обоснованных теорий и методов, применявшихся при решении предшествующих задач.
Какие же новые задачи в сфере распределения ресурсов не могут быть решены с помощью уже существующих и предпочитаемых ныне методов? Их множество и все они имеют отношение к фундаментальным изменениям в экономических, социальных и законодательных факторах, влияющих на ситуацию на рынках. Самым важным из этих факторов является глобализация экономической деятельности. Отмена пошлин, перемещение производственных мощностей из развитых стран в страны третьего мира в совокупности с невероятным ростом сети Интернет сделали возможным присоединение к мировому рынку все новых стран. Благодаря сети Интернет, производитель получил возможность поставлять свои товары и услуги покупателям в любой части света, и напротив, Интернет дал возможность покупателю получать самую точную информацию о производителях, независимо от географического места их расположения. Огромное количество продавцов и покупателей всемирной экономической системы, поведение каждого из которых непредсказуемо, делают эту систему предельно сложной, что приводит к неэффективности общепринятых конкурентных стратегий [2].
Приведем основные характеристики Всемирного информационного сообщества:
Переход от промышленной экономики к информационной обусловлен стремительным прогрессом в цифровых технологиях, которые для людей, облаченных властью принимать решения, являются единственно доступным ресурсом, цена на который характеризуется постоянным падением. Развитие цифровых технологий следует в соответствии с хорошо известным законом Мора, который гласит:
Каждые 18-24 месяца, на обозримый период будущего, количество чипов, а следовательно и мощность компьютерного оснащения удваиваются, в то время как их стоимость остается примерно на том же уровне.
Есть доказательства тому, что с 1960-х годов развитие компьютерных технологий происходит в строгом соответствии с этим законом. Это подразумевает, что и в ближайшем будущем стоимость электронных знаков будет ниже стоимости штрихового кода. Следовательно, мы можем ожидать, что все физические объекты будут обладать электронными знаками и, таким образом, получат возможность общаться друг с другом, открывая широчайшие возможности для интеллектуальной логистики.
Второй и гораздо менее известный закон цифрового мира - закон Меткафа - гласит, что:
Ценность сети равна числу ее пользователей в квадрате.
Это подразумевает, что рост полезности сети не линеен. Он многочленен, что обусловливает гораздо более плодотворный способ создания систем, чем ограниченная структура. Интернет, конечно же, является ярким примером действия закона Меткафа. Тем не менее, границы действия этого закона гораздо шире и включают человеческие системы. Мы все не раз убеждались, что результат работы команды гораздо эффектней, чем просто сумма результатов работы отдельных индивидуумов.
Я полагаю, что Закон работы в сети будет иметь особое значение в логистике. Взамен больших централизованных систем в логистике мы создадим интеллектуальных агентов, способных спланировать и перепланировать нормирование и распределение ресурсов в соответствии с динамически изменяющимися требованиями рынка.
Третий закон Всемирной информационной экономической системы - закон стоимости деловой активности:
Размер организации зависит от разницы между ценой деловых операций и ценой обладания ресурсами, необходимыми для участия в этих операциях.
Воздействие сети Интернет на продуктивность деловой деятельности находится в прямой зависимости от самой низкой стоимости этой деятельности (например, продаж и маркетинга) в случае, если бы они осуществлялись вне этой сети. Компании, охватывающие в своей деятельности е-коммерцию, достигают большой плодотворности , т.к. через свои Веб сайты способны охватить более широкий круг потребителей и, что более важно, имеют возможность предложить им множество дорогих услуг, ранее осуществлявшихся большим количеством их сотрудников. По сравнению с этим, цена обладания ресурсами очень высока, и поэтому мы можем ожидать снижения размеров в ближайшем будущем.
В соответствии с этим законом, было бы разумным производить операции логистики по Порталам Логистики, совмещая торговлю товарами с принятием решений по распределению, транспортировке и управлению всей цепочкой снабжения.
Концепция Интеллектуальных агентов является ключом к пониманию Интеллектуальной логистики.
Интеллектуальные агенты - программные объекты (особый род компьютерных программ), способные к взаимодействию друг с другом и анализу информации, полученной через их сообщения друг другу. В оправдание определения "интеллектуальные", Агенты должны быть способны к принятию решений в условиях неопределенности ситуации, действовать при отсутствии полной информации, хотя бы и в какой-либо узкой области. Как правило, агенты скорее обучены, чем запрограммированы для выполнения конкретной работы. Наиболее продвинутые версии агентов могут учиться на собственном опыте и иметь отличительные черты индивидуальности.
Основными элементами интеллектуального агента, дающими ему возможность обладать определенным уровнем восприятия, умения познавать и действовать, являются базы знаний в определенной сфере жизнедеятельности, содержащие модели простейших ценностей и отношений и алгоритмы анализа, обучения и ситуативной ориентации. Здесь могут быть использованы стандартные технологии создания искуственного интеллекта - например, предикативное исчисление, генетические алгоритмы, несистемная логика и сеть нервных окончаний. Для сохранения простоты агента, область его деятельности должна быть очень узкой. [3], [4].
Используя концепцию кривых полезности, агента можно создать таким образом, что он будет иметь определенное отношение к принятию рискованных решений в условиях неопределенности ситуации. Команда агентов с различными характеристиками в отношении принятия рискованных решений будет действовать подобно группе операторов с набором различных типов отношений к принятию решений.
Интересное направление развития мультиагентных систем - попытка снабдить агентов механизмом для видоизменения протоколов регулирования переговоров, которые ведутся между ними [5]. Эта способность дает агентам возможность бесконечно улучшать результативность принятия решений. Концепция мультиагентного проектирования и контроля полностью развита на сегодняшний день. Дальнейшие сведения можно получить, например, из [6] и [7] источников.
Интересно, что бесспорного определения интеллекта не существует. В процессе разработки интеллектуальной сети мы предложили и успешно использовали следующее поведенческое определение ("поведенческое" означает здесь, что определение позволит нам измерить результаты , не объясняя, каким образом эти результаты могли быть получены):
Интеллект - это способность системы добиваться цели или проявлять определенное поведение в условиях неопределенности ситуации, вызванной какими-либо непредсказуемыми событиями.
Из приведенного выше определения следует, что если система справляется с поддержанием требуемой деятельности несмотря на непредсказуемые события, то данная система является интеллектуальной. Это определение, тем не менее, не отвечает на решающий вопрос, а точнее: каким образом сделать объект или систему интеллектуальной? Для этого мы должны получить некоторое представление о человеческом интеллекте, а точнее, о тех его аспектах, что делают человека способным к решению новых, незнакомых ранее проблем и достижению желаемых целей даже в условиях непредсказуемых событий. В этом направлении был достигнут значительный прогресс, но его детали - не предмет исследования данной работы. Упомянем лишь один аспект человеческого интеллекта - способность узнавать частично восстановленные ситуативные модели через информативные предположения, за которыми следуют подтверждение и исключение ошибок. Карл Поппер обозначил этот процесс как предположения и опровержения [8].
Торги между автоматизированными (абсолютно предсказуемыми) и интеллектуальными системами (не совсем предсказуемыми) проиллюстрированы в ниже приведенной таблице 1:
Автоматизированные системы | Интеллектуальные системы | |
Основные характеристики | Предсказуемость, повторяемость, иерархическая структура | Гибкость, чуткость, самоорганизация |
Механизмы достижения основных характеристик | Заданные алгоритмы, память; интеграция | Способность строить предположения; знания; обучение, работа в сети |
Основные недостатки | негибкость | Риск совершения ошибки |
Механизмы преодоления недостатков | модуляции | Распределение интеллекта, полноценное использование имеющихся знаний, умение учиться на своем опыте |
Области применения | Стабильные среды, долговременное производство, массовое производство | Непредсказуемые среды, часто изменяющееся производство, индивидуальное производство, кратковременные периоды освоения новой продукции |
Идея сконструировать программных агентов пришла ко мне много лет назад в процессе прочтения работы Мавина Мински The Society of Mind [9] - книги, имеющей фундаментальное значение для исследования интеллекта как природного, так и искуственного.
Как было описано выше, всемирная экономика характеризуется частой сменой спроса на ресурсы, что оказывает определенное давление на производителей, которые поставляют свои товары в разные части света. Закупка мест в грузовом самолете, наем автотранспорта, аренда складских помещений, мониторинг потоков запчастей и оборудования и своевременная доставка - деловые операции, еще более трудно осуществимые теперь, чем когда-либо. Даже изнутри процесса, в рамках предприятия, логистика становится кошмаром из-за того, что покупатели часто пользуются своим правом передумать насчет параметров и характеристик своих покупок.
Современные системы логистики централизованы и оптимизированы под поставку товаров "на поток", в стабильной ситуации, следовательно, слишком негибки чтобы справиться со сложными, постоянно меняющимися внешним и внутренним потоками материалов. Производители машин в настоящее время ежегодно теряют миллионы долларов из-за негибкости своих централизованных систем материально-технического снабжения.
Первая разработка компании "МАГЕНТА" в области мультиагентной логистики органично связана с е-коммерцией и будет описана далее на примере ее использования в автомобильном бизнесе - торговле, управлении системой распределения и снабжения. Типичная схема логистики в сфере автомобильного бизнеса потребует три Веб Портала.
Используя стандартные способы предсказания спроса, производитель машин планирует производство ряда автомобилей, каждый из которых обладает набором возможного оборудования. Это - Запланированные машины. Дилеры (или, напрямую, покупатели) подают заявки на машины, указывая модель и параметры. Это - Заказанные машины. В Портале 1 (Таблица 2) каждая Заказанная машина уже расписана, и агент обязан найти Запланированную машину с подходящими характеристиками. Каждая Запланированная машина также уже расписана, и агент обязан найти соответствующую Заказанную машину. Агенты взаимодействуют и легко находят подходящую пару машин. Запланированные и Заказанные машины, не нашедшие пару, уходят на второй раунд переговоров, которые, возможно, будут включать предложения о скидках или дополнительной плате для облегчения поиска подходящей пары. Современная практика разрешает покупателям изменять спецификацию заказанного автомобиля даже после того, как заказ был запущен в производство. Агент, занимающийся такой машиной, должен позаботиться, чтобы изменения были приняты во внимание, и внутренние производственные процессы были соответственно модифицированы. Такой же процесс согласования купленных машин и средств для их транспортировки должен происходить в Портале 2, как только процесс купли-продажи в Портале 1 завершен. В Портале 3 агенты должны соотносить машины и соответствующие детали и организовывать распределение деталей для конвейеров и цехов сборки машин.
Основой системы "МАГЕНТА", осуществляющей согласование спроса и предложения, является команда агентов. Агенты содержатся в Базе Агентов, ожидая приписки к определенному заказу на ресурс/спрос или, другой вариант, только программные гены агентов хранятся, и они сами себя создают на базе возможных генов в момент, когда необходимы их услуги. Каждый агент знаком со своим предназначением и способен планировать собственное поведение с целью достижения его выполнения.
С моей точки зрения, никакая другая технология не способна сегодня произвести процессы согласования такого рода автономно.
В будущем для того, чтобы справиться со стремительными изменениями в спросе и предложении, возможности транспортировки будут рассматриваться как предмет потребления. Поставщики деталей и транспортных услуг будут торговать опционами и заключать фьючерсные сделки. Краткая версия сценария для интеллектуальных систем материально-технического снабжения второго поколения, разработанный компанией "МАГЕНТА", предлагается далее. Основным нововведением в нем является замена штрихового кода на электронные знаки, каждый из которых содержит агента.
После получения опционов на транспортировку, поставщик должен послать поток Интеллектуальных Посылок (посылок с интеллектуальными электронными знаками, каждый из которых содержит простого интеллектуального агента, встроенного в чип, имплантированный в упаковочный материал) в Центр Всемирной сети логистики (GLN). Каждый посланный агент имеет знания о месте своего назначения, ожидаемом времени прибытия, пути следования, условиях складирования и эксплуатации, весе и размерах. Каждый Центр GLN (склады, транспорт) будет иметь своих собственных агентов, способных общаться с вверенными им интеллектуальными агентами.
При прохождении через GLN Посылки будут регулярно обновляться через Интернет в соответствии с изменением места их назначения и времени прибытия. Как только становится известно новое место назначения, агенты в Посылках и агенты Центров GLN начинают вести переговоры по поводу новых путей следования по Сети - индивидуально для каждой Посылки. В случае необходимости агенты в Посылках будут покупать новые транспортные опционы для продолжения своего путешествия. Агенты будут способны сделать это без обращения к поставщикам Посылок.
Этот сценарий демонстрирует развитие изначально распределенной, самоорганизующейся системы логистики, обеспечивающей снижение временных и материальных транспортных расходов. Плюс к этому, она обеспечит экологически чистое решение проблемы урона, нанесенного окружающей среде нерациональным передвижением товаров вокруг земного шара. Прототип такой системы будет разработан уже через год. Последующее ее развитие будет идти по нарастающей. Необходимые пространство для складирования и средства транспортировки могут быть добавлены в сеть когда будет нужно и в необходимом количестве. После этого можно будет проектировать GLN для дальнейшего роста и развития, как это было с сетью Интернет.
На практике движение в направлении новой парадигмы в логистике будет зависеть от продвижения в разработке недорогих силиконовых чипов со встроенным цифровым интеллектом для того, чтобы можно было вкладывать их в Посылки и приложения. Нам понадобятся сенсоры и приводы, чтобы связать искуственный интеллект с реальным миром и средствами связи (проводными или беспроводными) для того, чтобы дать агентам возможность обмениваться сообщениями. Большая часть необходимых технологий уже существует, и мы можем положиться на закон Мора в том, что существует возможность снизить цены до того уровня, который сделал бы интеллектуальные системы конкурентоспособными.
Но что особенно важно - так это изменения в человеческом сознании. Значительная часть деловых людей высокого ранга и специалистов в логистике должны понять, что всемирный рынок требует работы мысли, что в корне отличает его от рынка, который принес нам благосостояние в эру национальных экономик. Новые условия поддадутся освоению только в том случае, если и компании, и производство ими продукции будут построены как гибкие системы, а не как жестко структурированные и интегрированные иерархические организации.
В 1995 году я был приглашен в Совет по технологиям развития систем розничной торговли для чтения доклада о возможном воздействии технологий мехатроники на системы розничной торговли в Великобритании. Далее в работе приведена выдержка из этого доклада, содержащая доказательства того, что система розничной торговли могла бы развиваться далее на принципах, которые являются основой для систем логистики.
Современные автоматизированные складские хозяйства и считывающие устройства для штрих-кодов не подходят для динамического рынка. Автоматизированные складские системы запрограммированы для работы в негибкой среде и, следовательно, неспособны справиться с непредвиденными обстоятельствами (как, например, тюки, складированные в неправильном месте ), в то время как считывающие устройства для штрих-кодов находятся под полным контролем людей-операторов и, соответственно, не могут работать в автономном режиме.
О многих новейших системах для розничной торговли, разработанных в США, Японии и Тайване писали и говорили достаточно полно и всесторонне. Они покрывают ряд направлений - такие как цифровое кодирование имущества для управления запасами [10]; роботизированные системы для упаковки косметики и пищевых продуктов, управление автоматизированными складами оборудования, гибкие системы автоматической погрузки и разгрузки. Несмотря на то, что все эти устройства называют мехатроническими, в настоящее время очень немногие из них способны справиться со сколько-нибудь незапланированной ситуацией.
Я полагаю, что новое поколение интеллектуальных систем, в основе которых лежит концепция интеллектуального кодирования,[11], [12], будет играть решающую роль в розничной торговле и распределении.
Идея основана на том, что упаковочный материал будет включать в себя устройства для хранения всей необходимой информации о товаре, включая его идентификатор, цену, доступность, условия хранения, вес, гарантийный срок, условия транспортировки и т.д. Складские средства информации будут давать возможность считывать эту информацию и вносить в нее поправки и дополнения в любом пункте цепи продвижения товара. Вносить в кодировку дополнительную информацию можно будет или с помощью сенсоров (например, температурных), или с кодирующих устройств, подконтрольных операторам. Важно отметить, считывающие и кодирующие устройства будут работать на расстоянии, т.е. для распознавания им не понадобится физический контакт.
Такая кодировка товара даст возможность разработать мехатронические системы для отслеживания и управления товаром в процессе его доставки от поставщика до потребителя. Хотя пока достаточно трудно определить мельчайшие детали таких систем, вполне возможно, что они будут включать следующие элементы:
Все вышеперечисленные системы будут мехатроническими системами нового поколения, что означает, что они будут оборудованы разумными датчиками, мощными подсистемами обработки информации, искусственным интеллектом, соответствующими приводами и коммуникационными подсистемами, способными обмениваться информацией в мультимедийном формате сети Интранет, основанной на технологии Всемирной Веб сети.
Информация, полученная с этих мехатроничесих систем, будет использоваться для определения местных тенденций в спросе, что поможет организовать сеть предприятий по розничной продаже, ориентированных на нужды местных потребителей (и, как выходит, принадлежащих к местному сообществу), не теряя преимуществ в размере и связи со Всемирной сетью (и, с другой стороны, принадлежащих к Всемирному сообществу).
Индустрия розничной торговли может оказаться перед лицом серьезного технологического испытания - как осуществить безболезненный переход от старых технологий к новым? Ее стратеги, несомненно, давно отметили, что мировые лидеры движутся по направлению к новому смелому миру виртуальных организаций и разумных мехатронических систем.
Несколько примеров проектов, включающих Интеллектуальные сети, которые были нами инициированы или в которые мы оказались тем или иным образом вовлечены, описаны далее в целях демонстрации общих возможностей применения мультиагентных систем управления.
Прототип был разработан практически в ходе эксперимента по выявлению возможной полезности агентов в производстве. Первым шагом проекта был отбор агентов для участия в процессе управления, в данном случае, простым металлорежущим станком. Ведущим принципом было вовлечение одного агента на одну операцию, причем операции были отобраны таким образом, что для выполнения каждой из них требовались знания ноу-хау особого, узкого профиля. В случае с нашим металлорежущим станком отобранные операции были следующие:
Итак, команда из 5 агентов была сформирована следующим образом. Агент действия получил задание подобрать и поддерживать оптимальную скорость резки металла. Агенту эксплуатации было дано задание следить за состоянием станка. В случае поломки Агент эксплуатации был запрограммирован на начало ведения переговоров с Агентом действия по вопросу остановки процесса работы или ее продолжения с последующей заменой инструмента при первом же представившемся случае, в зависимости от серьезности поломки. Агент планирования вел переговоры с другими агентами планирования по поводу нагрузки на станок в виде аукциона, в котором технические возможности станка согласовывались с объемами заказов. Агент безопасности наблюдал непосредственно за условиями работы станка, следя за тем, чтобы рабочие или роботы не переступали границы зоны, безопасной для работы. Агент администрирования вел записи и отсылал отчеты по работе станка. В процессе ведения переговоров во избежание тупиковых ситуаций использовались простые протоколы общения в форме правил производства.
Каждый агент представлял из себя миниатюрную систему с базой знаний, включающей в себя до 10 правил и некоторый набор фактов. Например, база знаний Агента действий содержала сведения о характеристиках некоторых металлов и правила выбора оптимальной скорости их обработки. База знаний Агента эксплуатации состояла из информации о типичных случаях поломок инструментов и опасностях каждой конкретной поломки для рабочего состояния станка. Тот факт, что агенты были узкими специалистами в своей области, способствовал их успешной работе в какой-то конкретной сфере, что требовало наличия сравнительно небольшой базы знаний у каждого агента. Набор небольших баз знаний взамен одной большой значительно упростил процесс работы. Он также уменьшил последствия случайных ошибок, сделанных агентами, так как их базы знаний находились в постоянном процессе пополнения необходимыми ноу-хау.
Мультиагентная система оказалась простой в разработке и высоко гибкой. Что было гораздо важнее, тем не менее, так это тот факт, что группа из пяти агентов проявила новый тип поведения, которое оказалось куда как более эффективным, чем поведение отдельных агентов.
Осевые турбокомпрессоры используются во многих областях промышленности, в которых необходимо перемещать или сжижать большие количества газа или воздуха. Типичный пример тому - реактивные двигатели, газовые турбины, поршневые компрессоры газопроводов и многие обрабатывающие заводы. Работа любого турбокомпрессора ограничена рамками аэродинамических явлений застоя и выброса, когда поток газа становится нестабильным и может изменить направление движения. Развитие явлений застоя и выброса может нанести компрессору значительный ущерб. В современных конструкциях осевых компрессоров используются фиксированные вращающиеся лопасти и фиксированные статорные лопасти с ограниченной возможностью изменения градуса угла по отношению к установленному, используя простейшие алгоритмы управления. Целью работы компрессора является установление правильного предела выброса, т.е. избежание возможности проявления застоя и выброса в процессе работы.
Этот предел выброса накладывает ограничения как на работу компрессора, так и на его эффективность. Например, крупные промышленные турбокомпрессоры могут поглощать энергию порядка 50 мВт ежегодной стоимостью от ?5000 до ?20000, в зависимости от нагрузки и потребления энергии. Таким образом, понятно, что цена даже самого малого снижения эффективности из-за повышения давления и/или потока с соответствующим пределом выброса достаточно значительна. Ранние исследования конструкции, проводившиеся Аэрокосмическим университетом Рикардо [13], показали, что улучшение определения предела выброса всего на 4% дало бы ощутимый результат в работе газовых турбин и принесло бы значительное преимущество как гражданской, так и военной технике. Избежание выброса нашло бы важное применение в аэрокосмической сфере. Выброс в обстоятельствах маневрирования может привести к аварии самолета, наиболее ярким примером которой может служить крушение российского ТУ-144 Суперсоник на Парижском салоне в 1973 году, когда погибли 14 человек.
При поддержке группы промышленных организаций и опытных конструкторов турбодвигателей мы решили преодолеть проблему аэродинамической нестабильности компрессоров новым способом. Было принято решение пересмотреть основополагающие принципы конструкции компрессоров, отказавшись от общепринятой фиксированной или частично изменяемой конфигурации, и применить концепцию нового типа сети. В результате мы сконструировали осевой компрессор с изменяемой конфигурацией, в котором каждый подвижный элемент управляется отдельным интеллектуальным агентом. Затем агенты были объединены в сеть и получили возможность вести переговоры относительно положения подвижных элементов в целях достижения результата как можно более близкого к оптимальному в постоянно изменяющихся аэродинамических условиях. Работа компрессора в целом представляется результатом взаимодействия его агентов.
Предлагаемый компрессор интеллектуальной конфигурации будет действовать при помощи датчиков, отслеживающих аэродинамические условия для каждого подвижного элемента. Информация с датчиков будет использоваться агентами, которые через в процесс переговоров будут управлять принятием решений и давать указания приводам принять конфигурацию потока, которая обеспечит оптимальную работу в данных аэродинамических условиях.
Моделирование системы, предпринятое нашей исследовательской группой, показало, что, во-первых, подвижные элементы будут представлять собой набор стандартных лопастей. Позже мы исследуем результаты разработки индивидуально изменяемых неподвижных лопастей.
Компрессор интеллектуальной конфигурации является чистейшей мехатронической системой [14], включающей механические компоненты, характеризуемые переменными конфигурациями (например, лопасти), датчики, приводы, цифровое техническое и программное обеспечение и встроенный искуственный интеллект. Таким образом в следующем тысячелетии будут устроены большая часть недвижимых и передвижных устройств.
Достижение в области безопасности деятельности ошеломляющие. Используя внутренние процессоры в компрессор можно встроить:
Первые результаты указывают на то, что осевой компрессор, сконструированный в виде сети подвижных элементов, мог бы работать в гораздо большей обшивке без риска проявления застоя или выброса. Новый подход в разработке поможет создать более компактный компрессор с меньшим количеством стадий для достижения заданного коэффициента сгущения. Поскольку возрастет сложность в конструкции лопастей и появится необходимость во встроенных датчиках для определения окружающих аэродинамических условий и приводах для изменения конфигураций, это будет компенсировано общим увеличением эффективности и надежности.
Исследования по всему миру, особенно в МИТ в Америке, показывают, что изменяемая конфигурация компрессора повлечет за собой улучшение его технических характеристик по сравнению с существующей конструкцией [15]. В процессе моделирования было доказано, что мы получим возможность достигнуть гораздо большей эффективности (при определенных условиях) большую загрузку (ведущую к снижению необходимого количества электронного оборудования). Можно предсказать снижение стоимости порядка 20% (снижение стоимости электронного оборудования и работы самого компрессора). Тем не менее, мировые исследования нестабильности работы компрессоров сконцентрированы вокруг аэродинамического понимания проблемы [16], [17], [18], [19], [20], [21], в то время как определению нестабильности и требованиям управления ею уделяется достаточно мало внимания. Настоящая работа основана на убежденности в том, что проблема нестабильности будет достаточно исследована и разработана с целью определения и анализа ее моделей.
Концепция, предложенная нашей исследовательской группой, совершенно нова. Задача датчиков будет включать определение малейшего признака появления аэродинамической нестабильности для немедленного начала изменения конфигурации в целях предотвращения ее развитие.
Начальные исследования характеристик приводов, проведенные Уизом и Генли [22], показали, что будет нужна частота по крайней мере в 250 Гц, и1 кГц потребуется для достижения необходимого предела. Данный факт будет обоснован в ходе работы над проектом, но поскольку полоса частот современных приводов ограничена примерно 85 Гц, будут проведены исследования для определения типа привода и скоростью отклика, требуемой для каждого типа изменения конфигурации. Работа в рамках программы ЛИНК над конструкцией высокоскоростных механизмов продемонстрировала разработки в области управляемых приводов двигателей, обладающих высокой скоростью отклика, и управляемых изменяемых параметров, которые послужили бы основой для будущих высокоскоростных приводов. Кроме того, известно, что некоторые компании активно работают над увеличением скорости отклика своих приводов, имея целью поднять планку частоты до 400 Гц.
Компрессор интеллектуальной конфигурации представляет собой совершенно новый подход к конструированию механических систем, яркий пример проектирования нового типа.
Современная сельскохозяйственная техника невероятно тяжела и дорога. Из-за своей тяжести она часто разрушает структуру почвы, что требует затем больших затрат на восстановление, а дорогая цена приводит к тому, что эту технику могут закупать только крупные сельскохозяйственные комплексы. По оценкам некоторых специалистов, практически половиной массы и стоимости техника обязана необходимости иметь кабину с соответствующим оборудованием, единственной целью которой является защита водителя и обеспечение комфортных условий работы для него. Однако, водители часто не удовлетворены рабочими условиями, и по большей части - из-за однообразия.
Имея современные технологии, вполне возможно заменить тяжелые трактора колониями небольших и ловких сельскохозяйственных механизмов, оборудованными датчиками и управляемыми сетью агентов. Колония такой техники вела бы себя подобно колонии муравьев. Благодаря своей такие колонии могли бы работать как на маленьких, так и на больших полях. Они могли бы помочь нам снова вернуться к мелким фермерским хозяйствам.
Хотя Великобритания свела свои попытки прорваться в космическое пространство практически к нулю, существуют небольшие фонды для исследовательской работы в космосе. В настоящее время тремя английскими университетами и двумя компаниями, производящих космическую технику, ведется работа над проектом разработки технологий автономной и надежной работы в космосе. Члены этого консорциума разрабатывают прототип робота для исследования Марса. Последовав принципам, описанным в данной работе, разработчики заменили изначально задуманного робота командой из пяти меньших интеллектуальных роботов. Каждый член этой команды будет иметь интеллект, ограниченный определенной областью знаний, и будет способен выполнять простые задания, как, например, поместить научный инструментарий в заданное место, и, кроме того, оказывать определенные услуги другим членам команды, как, например, почистить их солнечные батареи в случае их загрязнения космической пылью или помочь выбраться из небольших трещин. Можно предсказать, что их стоимость и масса на единицу эффективности будут гораздо ниже стоимости и массы единого робота, а их размеры будут значительным преимуществом при подготовке к запуску и доставке.
Возможно, наиболее интересные и передовые разработки в области создания интеллектуальных систем сейчас ведутся в космическом комплексе США. Вместо крупных и дорогих геостационарных устройств там в настоящее время запускают целый флот маленьких коммуникационных спутников для работы на низких орбитах. Армады очень маленьких космических кораблей, способных общаться друг с другом и обеспечивать определенную взаимопомощь, будут посланы далеко в космос для передачи научной информации, причем их стоимость будет на порядок ниже, чем стоимость единого космического корабля.. Полную информацию можно получить по адресу
Виртуальные студии проектирования (ВСП) – представляют собой организационные структуры, способные оказать поддержку группам проектировщиков, которые разбросаны в пространстве и времени, и чье членство может быть временным. [23]. Предполагается, что ВСП будет охватывать несколько объектов, каждый из которых может находиться в различных географических местах, возможно даже – в разных странах или на разных континентах, и могут включать участников, находящихся в разных часовых поясах. Скорее всего, это будет зависеть от разработки новых, передовых продуктов: самолетов, космической техники, концептуального автомобиля или интеллектуальной системы управления дорожным движением и коммуникационных систем. Конструкторы в каждом объекте-участнике должны иметь в своем распоряжении разработанное CAD обеспечение, системы виртуальной реальности, технологии видео-конференций и технологии всемирной сети, основанные на интранет, и обладать устройствами для удаленного доступа к моделирующему и другому лабораторному оборудованию. Главным средством общения для проектировщиков скорее всего будут Веб-дисплеи и поисковые устройства на основе интеллектуальных агентов.
Разработка будущих интеллектуальных систем потребует задействования больших групп специалистов разного направления, которые в настоящее время отсутствуют даже в самых крупных промышленных компаниях. Много систем будет востребовано, и многие из них будут разработаны консорциумами малых специализированных компаний и консультантами, географически разбросанными по всему миру, например, в Европе. Общепринятый подход – собрание таких специалистов в одном месте физически не может быть экономически оправдано в случае работы над сложным и протяженным во времени проектом. Кроме того, современные изменения в способе сотрудничества, ведущие к краткосрочным контрактам вместо долгосрочного найма, означают, что большая часть аналитической работы, необходимой для разработки таких сложных систем, почти наверняка будет проводиться специалистами и консультантами, живущими в удаленных от центра разработки местах.
В наше время существует срочная необходимость подумать о создании согласованных групп разработчиков, которые включали бы как представителей производителя, так и представителей покупателя, а эти участники договора практически всегда находятся в разных географических точках. Кроме того, сейчас наблюдается тенденция к формированию общеевропейских или даже всемирных сообществ для партнерства, и мы должны осознать, каким образом такие виртуальные конструкторские команды будут обмениваться идеями по поводу проектов и принимать решения о конструкции предмета разработки. Возможно, наиболее важным моментом здесь является разработка средства общения, с помощью которого проектировщики могли бы идеями на ранних стадиях разработки. Сегодня конструкторы, принадлежащие к разным областям науки, не имеют совместной культуры и не работают в общем направлении. Они используют язык, специфичный для каждой отрасли, для передачи своих идей и концепций. Эффективная же Виртуальная студия дизайна обеспечит возможность общения для проектировщиков, принадлежащих разным отраслям науки.
ВСД дадут возможность деловому миру достичь своих целей в различных сферах жизнедеятельности, преодолевая мельчайшие ограничения, накладываемые национальными государствами. Они могут перемещать ресурсы таким образом, чтобы обеспечить их пользователям преимущество и дать возможность нанимать лучших разработчиков вне зависимости от их места жительства, увеличивая или снижая по своему желанию таким образом уровень безработицы [24]. По предсказаниям, значительные возможности откроются для «свободных художников» со специальными навыками, но общий уровень постоянной занятости на полное рабочее время понизится.
В целях улучшения средств общения между разработчиками в разных областях науки и техники, занятых в проектировании мультитехнологических систем, была изучена схема, подразумевающая взаимодействие некоторого количества интеллектуальных агентов в области выполнения простых задач проектирования, что-то вроде команды помощников конструктора. Было предложено занять их в проверке соответствия оценочной стоимости, массы, теплоемкости и энергоемкости каждого разрабатываемого проекта его спецификации. Предполагается, что каждый агент сможет иметь доступ к необходимой базе знаний со способностью оценки в соответствующей сфере, как и к знаниям в области спецификации проекта.