Аванпроект склада – основа бизнес плана

Самые счастливые люди - это те, которые точно знают, что они хотят и что надо сделать, чтобы это получить!

К сожалению, владельцы и директора компаний, озабоченные проблемами с логистикой своих потоков товаров, относятся к этой категории только наполовину! Они, как правило, точно знают, что надо, наконец, что-то сделать с хранением и переработкой потоков товаров. А точнее, требуется навести в этом деле порядок и снизить затраты! Но, как этого достичь? Что предпринять? Ответа, лежащего на поверхности, в такой ситуации быть не может.

Самым простым решением кажется выбор логистического оператора, который возьмет на себя все заботы о движении товаров. Диапазон этой заботливости может сильно варьироваться - от ответственного хранения паллет до полного набора услуг, т.н. "аутсорсинга", когда товар силами этого оператора будет доставлен до конечного покупателя точно в срок. Не жизнь - мечта!

Владелец товара уже почти абсолютно счастлив. По крайней мере, до момента, когда он сталкивается со сложностью поиска такого оператора в России или же видит расчет стоимости услуг. И перед ним опять в полный рост встает проблема "что делать?".

Специалист по менеджменту в такой ситуации даст простой совет - разработайте бизнес-план решения возникших проблем. В нем должен быть показан набор возможных решений :

  • Снять склад, оборудовать его и самим эксплуатировать
  • Купить подходящее здание и реконструировать под свой склад
  • Просто купить участок земли и построить новый склад

Для каждого из возможных решений необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  • Под какие размерности потоков товаров нужен новый склад?
  • Как это решение будет выглядеть конструктивно?
  • Каковы капитальные затраты на его реализацию?
  • Какой метод финансирования этой реализации выбрать?
  • Какими будут эксплуатационные затраты?
  • Какой доход (или же экономия от предотвращения потерь) будет получен?
  • И, наконец, когда же это решение окупится?

Все вышесказанное относится и к новичкам на ниве оказания логистических услуг. Но, по сравнению с владельцами уже существующего бизнеса, которые имеют т.н. "историю потоков товаров" за предыдущие годы, положение логистических операторов - новичков хуже. На этом этапе принятия решения о создании своего бизнеса у них, за редким исключением, нет размерностей потоков товаров!

Таким образом, разработка бизнес-плана для решения проблемы со складом превращается в решение трех задач:

  • Определение характеристик потоков товаров, которые будут обрабатываться на складе через 3 - 5 лет.
  • Проектирование склада со всей внутренней техникой, технологией и системой управления.
  • Проведение экономического анализа строительства и эксплуатации склада.

При решении этих задач надо все время помнить, для чего разрабатывается бизнес-план. Он нужен не в качестве технического задания для согласования строительства с органами региональной власти, рабочего проектирования и строительства склада! Его задача - убедить самих себя и потенциальных инвесторов в технической возможности и экономической целесообразности создания склада. И, кроме того, сравнение нескольких вариантов дает возможность выбора наилучшего.

Поэтому, глубина проработки трех основных задач должна, с одной стороны, быть достаточной для принятия решения, а, с другой, не приводить к излишним затратам времени и денег на слишком детальное проектирование и расчеты. Такой проект называют "Аванпроект" или "Pilot Project".

В этой статье не ставится задача научить владельца будущего бизнеса проведению такого проектирования. Все-таки, это весьма специфическая задача и требует большого опыта и специальных знаний. Но показать последовательность шагов и требования к ним - необходимо!

Итак, шаг первый - определение характеристик потоков товаров.

Для имеющегося бизнеса необходимо подготовить выборку с характеристиками количества поступающих и отгружаемых товаров, структуры потока поступления (количества и размера партий), типов транспортных средств, структуры заказов, их количества, времени поступления товаров и времени прихода заказов для подбора (т.н. временных циклограмм) и т.д.

Эти данные позволят подсчитать характеристики потоков с перспективой на 3 - 5 лет при условии, что известен темп роста бизнеса. Но, даже если этот рост точно не известен, все равно его необходимо предсказать. Это как раз тот случай, когда ошибка в прогнозе хуже, чем отсутствие прогноза.

На основании характеристик потоков можно оценить типоразмеры и потребное количество мест хранения товаров. Это количество мест и плотность дневного потока товаров дадут возможность перейти ко второму шагу - собственно проектированию склада.

Но сначала посмотрим, что делать тем, у кого нет ретроспективных данных о потоках. Они либо должны из каких-то соображений "придумать" потоки, либо перевернуть задачу "с ног на голову" - сначала задаться возможными размерами склада и типом технологии, а затем подобрать максимально возможные потоки, которые могут быть обслужены на таком складе. Рассмотрим этот процесс на примере:

Зададимся сначала типом и размерами хранимых товаров. Пусть все товары могут быть размещены на паллетах и в стеллажах со следующими размерами:

Характеристики паллет и стеллажей для размещения товара

Представим себе, что размеры участка позволяют разместить на нем здание размером 150 на 112 метров общей площадью 16800 кв. метров.

В зависимости от типа выбираемой технологии, а этих типов всего несколько, и с учетом размеров паллетного стояка можно оценить количество паллетомест в зоне хранения на складе, как это показано для т.н. "широко-проходной" и "узкопроходной" технологий:

Вариант 1. Широкопроходные стеллажи Вариант 2. Узкопроходные стеллажи

Такое расположение зон склада даст возможность разместить нижеприведенное количество паллет:

Таблица. Количество паллет

Далее, задаемся количеством дней нормативного хранения товарного запаса, которое обычно зависит от политики владельца товаров и условий его внешней логистики. Но в данной ситуации придется задаться возможными минимальными и максимальными значениями этого параметра (например - 15 и 30 дней). Это позволит вычислить размерности дневного потока. Если взять среднестатистические пропорции различных типов транспортных средств, используемых при доставке товаров и отгрузки подобранных заказов (от Ж/Д вагона до "Газели"), то можно оценить их количество для данных размеров потоков.

Все остальное просто - зная нормативы погрузки / разгрузки этих транспортных средств и задаваясь коэффициентом неравномерности поступления и отгрузки товаров, можно оценить необходимое количество мест как на рампах приемки и отгрузки товаров, так и на стояночных площадках.

Выбираем типы подъемно-погрузочной техники для каждого из вариантов и, пользуясь достаточно простой методологией расчета, определяем их количество, необходимое для переработки проходящих через склад товаров. Аналогично поступаем с персоналом склада. Теперь у нас есть все данные для третьего шага - расчета экономических характеристик.

Этот расчет должен содержать в себе:

  • Оценку возможной доходной части бюджета проекта
  • Расчет расходной части бюджета по капитальным и эксплуатационным затратам
  • Расчет денежных потоков и налогов
  • Разработку плана создания объекта и графика инвестиций
  • Оценку периода окупаемости проекта <.ul>

    Размеры журнальной статьи не позволяют рассмотреть эти этапы подробно. Необходимо отметить, что мы пользуемся в этом экономическом моделировании разработанной нами системой "Warehouse Magic Economy". В результате ее работы мы получаем все характеристики капитальных и эксплуатационных затрат:

    График. Структура капитальных затрат

    график финансирования проекта:

    График. Финансирования проекта

    И, наконец, для каждого из вариантов проводится расчет периода окупаемости:

    График. Период окупаемости

    В результате подготовки такого АВАНПРОЕКТА, заказчик имеет полный пакет информации, необходимой не только для принятия своего решения, но и для аргументированного убеждения в его правильности совета директоров, владельцев бизнеса или же потенциальных инвесторов.


    ______________________________________________________________________________________
    Александр Степанович Максимовский, Исполнительный директор Интер Баркод Лтд